"Золотой век" - эпоха Тан

Чтение "Историй династии Тан" - очень вдохновляющее занятие. Помните, я рассказывала про то, как Ли Шиминь (Танский Тайцзун), ставший вторым императором династии Тан (618-907), убил своих братьев и сместил своего отца, первого императора Тан, с престола? Так вот, это еще цветочки.

Хотя его дочка Вэньчэн, выданная замуж за правителя Тибета (Тубо) Сонгцэна Гамбо, была хороша собой и умна. А вот в Китае веселье продолжалось.

Императрица У Цзэтянь убила как минимум троих своих детей, устроила резню среди родственников: за власть надо держаться всеми силами, а от абсолютной власти сходят с ума. В тексте еще промелькнуло слово 男妃 (мужчина+наложница), но у императрицы ведь могут быть свои слабости?

Танский Сюаньцзун отобрал наложницу у своего сына (нет, все прошло мирно - просто отправил ее в монастырь молить о здоровье своей матушки и сменил ей имя на Ян Гуйфэй). Правда, в конечном итоге вышло все грустно: в то время как император предавался с ней любовным утехам, ее двоюродный братец Ян Гочжун, больше всего любивший деньги, дорвавшись до управления Китаем, почти разрушил страну. Армия подняла мятеж (восстание Ань Лушаня), но кровью Ян Гочжуна не удовольствовалась и потребовала казни Ян Гуйфэй. Та покончила жизнь самоубийством (другие источники говорят, что ее задушили по приказу императора), а император затосковал и вскоре уступил престол своему сыну.

Прочитала главу про "погребальный колокол" эпохи Тан. То, что император Тан Сицзун был азартным игроком и раздавал должности в качестве награды за выигрыш, это, можно сказать, невинные шалости на фоне последующих событий. И даже погрязший в роскоши императорский двор и налоговое бремя, ввергшее народ в нищету, уже не вызывает ужаса.

Ибо когда я стала читать про восстание Хуан Чао (875-884), мои волосы встали дыбом, поскольку текст пестрил словами 食人 (людоедство), 肉泥 (мясной фарш), 丧心病狂 (потерять человеческий облик), 屠杀 (кровавая бойня) и т.д.: бывший торговец солью, дорвавшийся до власти в результате восстания, не смог управлять государством. Армию нечем было кормить. Тут, думаю, все понятно, чем накормили армию, и как Хуан Чао спасал свою жизнь. Закономерный финал в виде 自杀 очевиден.

Впереди еще три главы. Правда, судя по заголовкам, там все обещает быть мирным. В общем, мой образ династии Тан как эпохи высочайшего развития китайской цивилизации, весьма помутнел: одно дело читать все это в "разбавленном" виде, и совсем другое - в концентрированном.

Хотя танское искусство, поэзия и философия, действительно, чудо как хороши.